Здравоохранение в США остается одним из самых важных предметов для спора политиков, а вопросы регулирования отрасли всегда были особенно щепетильны. Однако пока в Конгрессе продолжаются дебаты по поводу размера федеральных расходов на здравоохранение, которые в 2016 году планируется увеличить на 12% г/г до отметки $1,1 трлн., фармацевтические компании фактически продолжают диктовать свои условия на рынке, активно повышая отпускные цены. Данный фактор позволил за последние пять лет нарастить общую выручку по отрасли в среднем на 61%, при увеличении физического объема продаж лекарств всего на 20%, цены же на 30 самых продаваемых в США лекарств взлетели в 4 раза.
На все вопросы прессы и населения по поводу причин столь масштабного подъема цен представители компаний используют два основных аргумента: высокие затраты на исследования (R&D), а также длительный цикл одобрения лекарств Администрацией США по надзору за пищевыми продуктами и лекарствами (FDA). Что касается расходов на R&D, то корпорации сильно преувеличили влияние данного фактора, поскольку с 2010 года совокупная величина затрат на разработки выросла лишь на 1%, что соответствует уровню 17% выручки, а расходы на рекламу и маркетинг взлетели на 18% только за 2014 год.
Регулятор, в свою очередь, предпринимает активные попытки улучшить ситуацию в отрасли: за 2015 год было выдано более 120 разрешений на использование препаратов, в то время как за весь 2014 год было одобрено всего 50 новых лекарств. Такая либерализация проводится исходя из соображений повышения конкуренции в отрасли, поскольку в перспективе это вызовет замедление темпов роста цен. Государство, в свою очередь, не стремится радикально изменить ситуацию, поскольку любые прямые ограничения ударят по позициям местных компаний, ведущих конкурентную борьбу с европейскими. В 2014 году крупнейшие компании ЕС занимали более 40% мирового фармацевтического рынка, в то время как доля американских только приближается к 20%.
Особенное различие видно в секторе дженериков, где на 20 крупнейших мировых компаний из американских присутствует лишь Mylan N.V. Из-за неспособности конкурировать с европейскими корпорациями фармацевтические компании США за последние два года перешли с разработки лекарств для широкой публики на узко специализированные препараты для лечения редких болезней в онкологии, противовирусной и противодиабетической областях, используя патентную монополию для установления завышенных цен и получения сверхприбыли.
Так, за 2014-2015 годы 41% одобренных FDA препаратов был направлен на лечение уникальных болезней, а 40% - редких. Благодаря этому, компаниям удается улучшать финансовые показатели, однако лишь из-за установки сильно завышенных цен. Решению проблем в отрасли уделяют особое внимание кандидаты на пост президента США перед выборами в ноябре 2016 года. Самый глубокий комплекс мер представила Хилари Клинтон, настаивающая на законодательном ограничении маркетинговых расходов в пользу исследовательских и предоставлении возможности клиникам и властям оспаривать обоснованность высоких цен, а в экстренных случаях - установлении прямых ограничений.
Более рыночный подход озвучил республиканец Марко Рубио, предлагающий усовершенствовать механизм получения лицензий FDA для усиления конкуренции. В целом же, ни один кандидат не стремится ограничивать медицинские расходы, а лишь изменить их структуру. Таким образом, единственной реальной угрозой для отрасли остается возможность того, что Хилари Клинтон займет президентское кресло, а до тех пор бизнес будет по максимуму использовать рыночные возможности для генерирования сверхприбыли.
Роман Кузнецов - младший аналитик QB Finance