По итогам 2015 года экономика Поднебесной продемонстрировала минимальные за последние 25 лет темпы роста в 6,9% г/г. В условиях переизбытка производственных мощностей подобное положение дел заставило усомниться в перспективах модели экономического роста, основанного на промышленном секторе, а также обратить внимание на необходимость проведения реформ, направленных на стимулирование внутреннего спроса. Последние решения китайских властей должны продемонстрировать мировой инвестиционной общественности уверенность правительства в перспективах развития внутреннего потребительского рынка.
В середине мая Национальная комиссия по развитию и реформам КНР совместно с Министерством транспорта КНР объявили о том, что за 2016-2018 гг. китайское правительство инвестирует 4,7 трлн. юаней ($722 млрд.) в развитие транспортной инфраструктуры в рамках 303 проектов, предусматривающих усовершенствование водных путей сообщения, автомобильных и железных дорог, а также метрополитена и аэропортов. Это почти 6,9% от годового ВВП Китая. При этом 131 проект будет реализован в 2016 году, 92 проекта – в 2017 году и 80 проектов – в 2018 году. Для сравнения 5-летний план развития транспортной инфраструктуры в США на 2016-2020 гг., подписанный Бараком Обамой в конце 2015 года, предусматривает выделение государственных инвестиций в размере $305 млрд.
Только в 2016 году государственная железнодорожная компания China Railway Construction Corporation намерена приступить к реализации 45 проектов. Всего же за год госкорпорация потратит $123 млрд. на строительство железнодорожных путей протяженностью 3,2 тыс. км. Стоит отметить, что по итогам 2014 года китайская железнодорожная сеть уже занимала 2 место по протяженности после США с совокупной протяженностью путей в 112 тыс. км.
Структура инвестиций по отраслямИсточник: Национальная комиссия по развитию и реформам КНР, Министерство транспорта КНР
Данное решение, по нашему мнению, призвано продемонстрировать уверенность китайских властей в скором переходе экономики Поднебесной на модель роста, основанную на внутреннем потреблении. По итогам 2015 года доля сферы услуг в ВВП Китая впервые в истории превысила отметку в 50% и достигла 50,5%. Однако в США на сферу услуг по итогам 2015 года пришлось 77,6% ВВП. Усовершенствование транспортной сети, по замыслу властей, должно повысить активность в секторе торговли, положительно сказаться на туристическом секторе, а также повысить доступность китайских рынков для зарубежных торговых партнеров. Дополнительным стимулом для столь существенных вложений в транспортную сеть служит подготовка к проведению 24-х Зимних Олимпийских Игр в Пекине, которые пройдут в феврале 2022 года.
Вместе с тем сохраняющийся переизбыток производственных мощностей в ряде промышленных секторов Китая будет накладывать серьезные ограничения на направленность реализуемых проектов. В первую очередь, мы прогнозируем несущественный рост инвестиций в отрасль железнодорожных грузоперевозок, что связано с избыточными мощностями в угольной и сталелитейной промышленности. В ближайшие 3 года Правительство КНР направит 400-500 млрд. юаней ($61-76 млрд.) на борьбу с перепроизводством – в угольном секторе планируется сократить около 1,8 млн. сотрудников. Уже за первые 2 месяца 2016 года грузооборот китайских железных дорог снизился на 10% г/г – дальнейшие реформы властей, по нашему мнению, поставят под сомнение целесообразность реализации крупных грузовых железнодорожных проектов. Кроме этого, традиционными вариантами грузоперевозок в Китае являются автоперевозки (на которые пришлось 70,5% грузоперевозок в феврале 2016 года) и перевозки водным транспортном (18% грузоперевозок в феврале 2016 года).
НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМ, ПО НАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ АВИАСООБЩЕНИЯ В КИТАЕ. ПО ДАННЫМ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КНР В БЛИЖАЙШИЕ 5 ЛЕТ КОЛИЧЕСТВО АЭРОПОРТОВ В СТРАНЕ ВОЗРАСТЕТ НА 30% ДО 272 ЕД. ЗА СЧЕТ ПОСТРОЙКИ 66 НОВЫХ АЭРОПОРТОВ. ДАННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ПРИЗВАНА КОМПЕНСИРОВАТЬ ВЫСОКИЙ СПРОС СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ НА АВИАПЕРЕЛЕТЫ КАК ПО ВНУТРЕННИМ НАПРАВЛЕНИЯМ, ТАК И ПО ЗАРУБЕЖНЫМ.
По итогам 2015 года пассажиропоток населения Китая на зарубежных направлениях вырос на 16% г/г до 120 млн. человек. Реализация масштабных проектов в авиационной сфере в том числе потребует от авиаперевозчиков закупки большого числа современных самолетов. Стоит отметить, что отчасти данный план уже реализован – по итогам 2012-2015 гг. общее число заказов на самолеты компании Boeing от китайских операторов достигло 423 единиц (по сравнению с 158 заказами за период с 2008 по 2011 гг.), вплотную приблизившись к докризисному уровню 2004-2007 гг. в 447 заказов. В данной связи рост числа заказов на самолеты китайскими авиаперевозчиками не станет драматическим.
Дополнительным направлением развития транспортного сектора Китая могут стать инвестиции в совместные инфраструктурные проекты с Россией и ближайшими азиатскими соседями. Среди обсуждаемых на данный момент проектов – реализация двух транспортных коридоров Китай-Приморье стоимостью в $5 млрд., которые свяжут китайские провинции на севере страны с южными портами Приморского края. Данные проекты, по оценкам McKinsey, позволят китайским производителям понизить расходы на логистику за счет выхода к морю на $10-20 за тонну.
По нашим прогнозам, текущий план инфраструктурного развития транспортной отрасли Китая приведет к заметному увеличению интереса иностранных компаний к крупнейшему рынку Азии. В перспективе 5 лет, при условии сокращения инвестиций в грузоперевозки промышленных товаров на фоне переизбытка производственных мощностей в отрасли, а также реализации ряда других реформ (см. обзор “Китай начинает новую пятилетку”) принятый план позволит Поднебесной продемонстрировать запланированные среднегодовые темпы роста ВВП в 6,5%.
Александр Жданов — аналитик QBF