Распространение новой коронавирусной инфекции за пределами материкового Китая оказало негативное влияние на мировую экономику, в том числе на ориентированную на экспорт сырья экономику Российской Федерации. Развал сделки ОПЕК+ в конце февраля 2020 года и снижение спроса на углеводороды со стороны стран Азии, в частности Китая, повлекли за собой ухудшение ценовой конъюнктуры на рынке углеводородов. На фоне ожидания значительного дефицита бюджета РФ по итогам 2020 года в размере до 3,5 трлн руб. ввиду предоставления необходимых социальных выплат домохозяйствам, увеличения расходов сектора здравоохранения и помощи предприятиям малого и среднего предпринимательства Правительство РФ приняло решение собрать часть дополнительных доходов.
Отмена налоговых преференций на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний нефтегазового сектора, а также введение рентного коэффициента в размере 3,5x к НДПИ для металлургов и производителей удобрений стали основными инструментами для увеличения налоговых доходов. Будет ли заметен эффект повышения налогов для российских предприятий?
Динамика консолидированного бюджета РФ в 2011-2020 гг., трлн руб.
Источник: Минфин РФ, расчет QBF
Нефтегазовый сектор
Нефтегазовые доходы играют, несомненно, решающую роль в наполнении доходной части федерального бюджета. Согласно данным Минфина, за период с 2011 года по 2020 год средняя доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила 45%. В свою очередь, в оценку нефтегазовых доходов Минфин включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортную таможенную пошлину, а также пилотный вариант налога на дополнительный доход (НДД). Значительную долю в нефтегазовых доходах занимает налог на добычу нефти. За период с 2012 года по 2020 год доля НДПИ на добычу нефти в общих нефтегазовых доходах выросла с 33% до 65% ввиду проводимой реформы в нефтегазовом секторе. В разные периоды времени ее цели и стратегические задания менялись в зависимости от макроэкономической конъюнктуры. Однако в долгосрочной перспективе налоговый маневр направлен на снижение ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и на повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых.
Структура нефтегазовых доходов РФ в 2012-2020 гг., %
Источник: Минфин РФ, расчет QBF
16 сентября 2020 года Правительство РФ одобрило в первом чтении отмену льгот по уплате НДПИ на добычу сверхвязкой нефти, а также экспортных пошлин для зрелых месторождений. Правительство планирует получить до 300 млрд руб. дополнительных доходов ежегодно. Безусловно, в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры это создает дополнительное давление на российские вертикально-интегрированные нефтегазовые компании (ВИНК). Наибольшие потери от отмены льгот по добыче сверхвязкой нефти (СВН) коснутся ПАО «Татнефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Роснефть».
В 2019 году доля добычи сверхвязкой нефти в общем объеме добычи нефти ПАО «Татнефть» составила около 10%. Также за счет получения льгот по добыче холдингу удалось сохранить 39 млрд руб. в 2019 году, что составляет около 12% годовой EBITDA компании. Безусловно, отмена налоговых льгот ударит по объему инвестиционных программ в развитие добычи сверхвязкой нефти в будущем и ускорит сокращение сотрудников, так как большинство проектов будут просто нерентабельны при использовании текущих технологических решений. Стоит отметить, что на Татарстан приходится порядка 36% от общих залежей сверхвязкой нефти в стране.
Однако доработанный ко второму чтению законопроект подразумевает, что ПАО «Татнефть» сможет получить льготы по НДПИ для месторождений с начальными извлекаемыми запасами «черного золота» от 2,5 млрд тонн. Под установленные ограничения подходит лишь Ромашкинское месторождение – крупнейший актив предприятия. Таким образом, татарский ВИНК сможет получить до 36 млрд руб. вычета ежегодно. В свою очередь, ПАО «Роснефть» находится в более выгодном положении по сравнению с ближайшими конкурентами.
Холдинг получил право на использование льготы по Приобскому месторождению в размере 46 млрд руб. ежегодно, что составляет 2,3% от годовой EBITDA и 6,5% от годовой чистой прибыли за 2019 год. Также ПАО «Газпром нефть» сможет получить до 36 млрд налоговых льгот ежегодно за период с 2021 года по 2023 год для Новопортовского месторождения. Необходимо добавить, что с 1 января 2021 года пониженный таможенный тариф на месторождения с повышенными физико-техническими требованиями также будет упразднен. Данный тариф действовал на 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Сургутнефтегаз».
Горно-металлургический сектор и химический сектор
Повышение НДПИ коснулось горно-металлургического сектора и химического сектора. Согласно заявлению Минфина, данный маневр призван повысить справедливость налоговой нагрузки на предприятия. Также Минфин уверен, что ввиду высокой маржинальности бизнеса по чистой прибыли эффект от поднятия налогов будет не заметен. С 1 января 2021 года налог на добычу полезных ископаемых увеличится в 3,5 раза при помощи использования «рентного коэффициента» к текущим налогам на добычу. Правительство утвердило в первом чтении повышение налога на добычу руд черных (текущая ставка – 4,8% от стоимости продажи) и цветных металлов (8%), многокомпонентной комплексной руды (6%), апатитовой и фосфоритовой руды (4%), а также калийной соли (6%).
Стоит заметить, что принятое повышение налогов не касается производителей драгоценных металлов, в частности добытчиков золота и серебра. Повышенные налоговые ставки окажут давление на динамику основных финансовых результатов таких компаний, как ПАО «ФосАгро», ПАО «ГМК «Норникель», ПАО «Русал», ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК» и ПАО «АЛРОСА». Однако повышение НДПИ будет распределяться на всю цепочку экономического процесса: от производителя до потребителя. В конечном счете, это отразится на росте отпускных цен предприятия.
Бо́льшую часть НДПИ с металлургов будут составлять выплаты ПАО «ГМК «Норникель» – до $350 млн ежегодно, что составляет около 5-6% денежного потока компании, тогда как остальные потеряют в среднем 1-2% денежного потока. Стоит отметить, что один из крупнейших в мире алмазных производителей ПАО «АЛРОСА» может потерять до 2-3 млрд руб. в год в результате повышения НДПИ на добычу природных алмазов и других драгоценных камней с текущих 8% до 10%.
Это, безусловно, окажет существенное влияние на темпы роста восстановления компании в условиях низкого спроса на алмазную продукцию. Однако не стоит забывать, что представленные компании являются в большинстве своем экспортерами. Иными словами, корпорации получают доходы в долларах, тогда как издержки холдингов рублевые. Ослабление российского рубля, а также рост стоимости железной руды, алюминия и палладия компенсирует налоговые увеличения.
Динамика стоимости цветных металлов и валютной пары USD/RUB в январе-сентябре 2020 года, %
Источник: Investing.com, расчет QBF
Таким образом, отмена льгот по НДПИ во многом негативно отразится на российских вертикально-интегрированных нефтяных компаниях ввиду того, что компании не смогут компенсировать отсутствие субсидий за счет наращивания объема производства из-за соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи «черного золота, а также снижения мирового спроса на углеводороды. В свою очередь, рост НДПИ на добычу руд также окажет негативное влияние на себестоимость производства.
Однако в условиях ослабления российского рубля, а также увеличения стоимости цветных металлов эффект от увеличения НДПИ может быть не заметен. Стоит отметить, что, безусловно, повышение налога негативно отразится на объеме инвестиционных программ в будущем, а также величине дивидендных выплат. Более того, компании, чьим главным рынком сбыта является российский рынок, будут вынуждены повышать отпускные цены на свою продукцию.
Андрей Курапов, младший аналитик QBF