Прошедший 2016 год стал для китайской отрасли высоких технологий во многом поворотным, так как ознаменовал собой начало реализации правительственного плана China Manufacturing 2025 (CM- 2025), согласно которому местные корпорации должны существенно увеличить свое присутствие в десяти высокотехнологичных отраслях. И если сам план развития поддерживается всеми участниками рынка, то меры его реализации вызывают вопросы. Среди применяемых мер – высокие государственные субсидии, ведение протекционистской политики на территории Китая, приобретение зарубежных компаний за счет средств государственных инвестиционных фондов, а также практика открытия местных рынков для иностранных компаний только в обмен на значительные уступки (передачу патентов на новейшие технологии и т.д.). При такой постановке вопроса представители некоторых отраслей опасаются того, что ситуацию в них начнут определять не рыночные факторы, а надвигающееся из Китая перепроизводство.
Для сравнения аналогичный план Industry 4.0, принятый в Германии, направлен на поддержку инноваций за счет средств самих производителей. Правительственные субсидии (объемом всего 200 млн. евро) будут предоставляться только в виде налоговых послаблений на исследования и разработки. Никакой речи о субсидировании производства и продаж в рамках Industry 4.0 речи не идет. Китайская программа предполагает не только субсидии в виде более мягких условий кредитования, но и поддержку высокотехнологичных отраслей за счет покрытия части стоимости приобретенного потребителями высокотехнологичного оборудования.
На текущий момент Китай является крупнейшим индустриальным производителем в мире, однако во многих крупных отраслях достаточно низкая маржинальность бизнеса. Данный фактор стал одной из причин того, что среди десяти выбранных отраслей особое внимание уделено высокотехнологичным:
• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• космическое и авиационное оборудование;
• морское инженерное оборудование и высокотехнологичное судостроение;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающий транспорт и электрические автомобили;
• электрическое оборудование;
• сельскохозяйственные машины и оборудование;
• разработка и производство новых материалов;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.
Успешная реализация плана CM-2025 предполагает увеличение доли производимых на местном рынке компонентов для данных отраслей до 40% к 2020 году (до 70% к 2025 году), а также сокращение на 30% операционных затрат, цикла производства и продуктовых дефектов в данных отраслях к 2020 году (на 50% к 2025 году). Как показывают последние события, Китай не намерен обеспечивать развитие данных отраслей за счет рыночных сил – вместо этого главным фактором развития местного рынка высоких технологий станет протекционизм, а также покупка иностранных компаний.
Так совокупный объем анонсированных «входящих» сделок M&A (по покупке китайских компаний) за 11 месяцев 2016 года вырос всего на 6% г/г до $39,3 млрд. (4-й показатель в мире), в то время как объем «исходящих» из Китая сделок M&A за аналогичный период подскочил на 148% г/г до $208,6 млрд. (1-й показатель в мире). Несмотря на то, что власти страны намерены ограничивать отток капитала из страны, профильные инвестиции поддерживаются местным правительством.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРОНИЗЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ КИТАЙСКИЕ РЫНКИ. ДЛЯ ПРИМЕРА, НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ КОРПОРАЦИИ ИЗ СФЕРЫ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОГУТ ВЫХОДИТЬ НА КИТАЙСКИЙ РЫНОК ТОЛЬКО В РАМКАХ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С МЕСТНЫМИ КОМПАНИЯМИ, ПРИЧЕМ ОСНОВНАЯ ДОЛЯ В ДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ КИТАЙСКОЙ СТОРОНЕ.
Основные опасения мировых высокотехнологичных компаний связаны с перспективой возникновения ситуации перепроизводства в упомянутых отраслях. Одним из примеров отрасли, в которой уже сейчас наблюдаются существенные сдвиги, является отрасль электромобилей. В феврале этого года Пекин призвал компании сектора увеличить свое производство в 2 раза до 2020 года и сконцентрироваться на покупке зарубежных активов. На текущий момент 88% рынка литиево- ионных батарей для электромобилей занимают китайские, японские и южнокорейские компании. Среди крупнейших мировых производителей электрических батарей – китайская компания Contemporary Amperex Technology. По итогам 2016 года совокупный объем произведенных корпорацией электрических батарей составил 7,6 ГВт/ч (1 ГВт/ч достаточен для обеспечения электроэнергией 1 млн. жилых домов в течение 1 часа), а к 2020 году перед корпорацией стоит цель довести данный показатель до 50 ГВт/ч.
Для сравнения совместный проект Tesla Motors и Samsung Electronics по производству аккумуляторов Gigafactory (завод частично запущен в январе 2017 года) имеет максимальную годовую плановую мощность в 35 ГВт/ч. Всего Китай намерен нарастить объем выпуска автомобильных аккумуляторов до 121 ГВт/ч к 2020 году. При этом в рамках данного плана субсидии будут предоставляться в основном китайским компаниям – в декабре 2016 года власти Пекина заявили о том, что в 2017 году субсидии коснутся только тех компаний, заводы которых в Китае рассчитаны на выпускную мощность в 8 ГВт/ч в год. Отметим, что на пути к достижению своих целей китайские власти поддерживают и покупку месторождений полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов. Это, прежде всего, проекты по добыче лития и кобальта – многие сделки в данной отрасли проходят с участием государственных компаний. Глобальное расширение объемов производства в сфере электромобилей может стать значительным ударом по зарубежным компаниям, поддержка которых правительством не столь существенна.
По мнению торговой палаты ЕС, наибольшие потери от реализации плана CM-2025 и возможного перепроизводства понесут компании, функционирующие в отраслях:
• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающий транспорт и электрические автомобили;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.
Число роботизированных станков на 10 тыс. работников по итогам 2016 года
Источник: World Robotics Report 2016, International Federation of Robots
По нашему мнению, наибольшую угрозу для иностранных компаний (включая уже упомянутый сектор энергосберегающего транспорта и электрических автомобилей) представляет процесс государственной поддержи сферы вычислительных машин и робототехники. На текущий момент Китай является одним из аутсайдеров в вопросе участия машин в ключевых процессах промышленного производства. По итогам 2016 года на 10 тыс. рабочих в стране приходилось 49 роботизированных станков, в то время как аналогичный показатель в Южной Корее достигает 531 ед. В планах правительства к 2020 году достигнуть уровня в 150 роботизированных станков на 10 тыс. рабочих. Для этого в 2016-2020 гг. местным компаниям придется ввести в строй от 600 тыс. до 650 тыс. роботизированных станков, что почти в 2,5 раза больше общемировых продаж в 2015 году.
Возможная ситуация перепроизводства на упомянутых рынках станет проблемой не только отдельных отраслей, но и обострит общую картину торгового противостояния Китая и остальных стран. В частности, в перспективе можно ожидать введения новых торговых пошлин при реализации китайских товаров на европейских рынках (аналогично ситуации с введением пошлин на сталь и алюминий). В данной связи мы советуем обращать пристальное внимание на развитие ситуации в Китае при инвестициях в компании из высокотехнологичных отраслей.
Александр Жданов – аналитик QBF