Проблема уклонения от уплаты налогов становится все более актуальной: размывая налогооблагаемую базу и перемещая прибыль в страны с низкими налогами, корпорации всего мира экономят порядка $100-240 млрд. в год. Это эквивалентно 4-10% доходов, собираемых мировыми правительствами посредством налога с прибыли компаний. При этом наиболее негативный эффект от недополученных средств чувствуют развивающиеся страны, так как их бюджет преимущественно пополняется за счет корпоративного налога. На этом фоне Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Большая двадцатка (G20) подготовили пакет мер для борьбы с указанной проблемой (BEPS). План разрабатывался с сентября 2013 года, а 8 октября 2015 года BEPS был одобрен министрами финансов стран G20 на встрече в Лиме, Перу.
План реформ направлен на создание системы, в рамках которой налоги уплачиваются по месту получения прибыли. Всего пакет мер включает в себя 15 разделов, в том числе четыре главы по трансфертному ценообразованию. В частности, предполагается введение пострановой отчетности для крупных компаний, выручка которых превышает 750 млн. евро в год. Способствовать эффективной реализации данной меры будет запуск между странами-участницами автоматического многостороннего обмена данных о налогоплательщиках. При этом так называемым «льготным юрисдикциям» предписано исключить практики, с помощью которых мировым корпорациям удается применять низкие ставки без ведения реальной деятельности в стране.
СРЕДИ ДРУГИХ ВАЖНЫХ РЕФОРМ МОЖНО ТАКЖЕ ВЫДЕЛИТЬ СОЗДАНИЕ ПРАВИЛ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ, КОТОРЫЕ НЕРЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ВЫЧЕТОВ ПО ПРОЦЕНТАМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРИБЫЛИ В КОМПАНИИ-ПОСРЕДНИКИ.
Договоренности уже подписаны многими странами, которые именуются «налоговыми гаванями», включая Лихтенштейн, Люксембург, Мексику, Маврикий, Корею и различные островные офшорные государства. Тем не менее, пакет мер не разъясняет каким образом будут доначисляться налоги, используя схему обмена данных о налогоплательщиках. Это связано с тем, что ОЭСР и G20 не смогли достичь консенсуса из-за того, что в развитых странах, как правило, сосредоточены только нематериальные активы, а это дает основания развивающимся странам в получении большей маржи. Однако к маю 2016 года планируется разрешить и этот вопрос, а в 2017 году начать внедрение новой системы в 60 странах мира. Обеспечение эффективного и прозрачного налогообложения необходимо мировым правительствам в целях пополнения бюджета - за счет лучшей собираемости налогов власти смогут потратить больше средств на развитие экономики.
Например, только Евросоюз ежегодно недополучает 50-70 млрд. евро из-за недобросовестных плательщиков корпоративного налога. Эта сумма сравнима с ВВП Болгарии, тогда как многие страны ЕС имеют дефицитный бюджет. В связи с этим Еврокомиссия стала реализовывать предложенный ОЭСР пакет мер одной из первых. Повсеместное же внедрение BEPS стартовало 27 января 2016 года, когда 31 страна-член ОЭСР подписала договор об автоматическом сборе налоговой информации, начиная с 2016 года, и ее обмене с 2017-2018 года. Тем не менее, для полной реализации плана в мировом масштабе могут понадобиться многие годы, а инициаторы, вероятно, столкнутся с противодействием со стороны корпораций и офшорных государств, которые будут также лоббировать свои интересы.
Марина Теущакова - младший аналитик QB Finance