За 2015 год цена на нефть марки Brent упала на 34,6% до $37.60. В первый месяц 2016 года котировки “черного золота” опустились еще на 4,6% до $35.87 за баррель. Подобная конъюнктура на рынке энергетических товаров является серьезным ударом по бюджету РФ, около 45% доходной части которого формируются за счет нефтегазовой отрасли. Бюджет РФ уже ощутил удар от низких цен на углеводороды - по итогам 2015 года дефицит бюджета страны составил 2,6% ВВП (2,05 трлн. руб.) по сравнению с профицитом в размере 0,8% от ВВП (666,5 млрд. руб.) годом ранее.
Перспективы дальнейшего падения цен на сырье ставят перед государством задачу поиска дополнительных источников финансирования дефицита бюджета, одним из которых может выступить приватизация крупнейших государственных активов. Утвержденный на 2016 год проект бюджета все еще не адаптирован к текущим ценам на нефть, так как был сформирован исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в $50 за баррель. Даже при такой оптимистичной оценке дефицит бюджета страны по итогам 2016 года должен составить 3% от ВВП или 2,36 трлн. руб. При этом балансировка бюджета возможна при среднегодовой цене на нефть на уровне $82 за баррель.
ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ДОЛЖЕН СТАТЬ РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД РФ, ОБЪЕМ КОТОРОГО НА 1 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА СОСТАВИЛ 3,74 ТРЛН. РУБ.
Перспективы истощения Резервного Фонда, который за год сократился на 36% с отметки в 5,86 трлн. руб. (или с 8% ВВП до 4,8% ВВП), привели к необходимости поиска дополнительных источников финансирования. Одним из предлагаемых выходов из сложившейся ситуации является приватизация государственного имущества. В феврале 2016 года президент РФ Владимир Путин провел встречу, на которой присутствовали главы компаний “Роснефть”, “РЖД”, “ВТБ”, “АЛРОСА”, “Башнефть”, “Совкомфлот” и “Аэрофлот”. На данной встрече президент выдвинул ряд требований к процедуре приватизации - контрольный пакет приватизируемых компаний должен остаться у государства, покупатели должны иметь российскую юрисдикцию, президент также потребовал отказаться от реализации активов по бросовым ценам, а также исключить продажу активов конкурирующим компаниям.
Дополнительное ограничение, которое раньше не озвучивалось, - покупатели не должны привлекать средства для покупки у госбанков. Данное ограничение, по нашему мнению, не является существенным, так как потенциальные покупатели госактивов, являющиеся крупными компаниями, зачастую имеют открытые кредитные линии в банках. Несмотря на подобные ограничения, по оценкам министра финансов Антона Силуанова, в ближайшие 2 года реализация приватизационной программы способна привнести в бюджет до 1 трлн. руб.
Однако, по нашему мнению, речь может идти максимум о 25% от заявленной суммы. Прежде всего, стоит отметить, что установленные ограничения оставляют достаточно узкий круг потенциальных инвесторов: это должны быть крупные российские частные компании, которые даже при неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре заинтересованы в выходе на новые рынки, которые имеют солидный запас собственных денежных средств и которые не претендуют на контрольные пакеты акций компаний, то есть готовы довольствоваться дивидендами. Среди возможных покупателей - владельцы “Сургутнефтегаза”, “Лукойла”, “Новатэка”, металлургических холдингов, а также владельцы крупнейших частных банков, таких как “Промсвязьбанк” или “Альфа-Банк”. Тем не менее коммерческие перспективы покупки госактивов при оговоренных президентом РФ ограничениях выглядят весьма сомнительно.
Приватизация госактивов выглядит вполне логичным шагом в целом, учитывая то, что на текущий момент доля госсектора в ВВП РФ составляет более 50%, а госкомпании, как правило, малоэффективны и часто являются монополистами в своих отраслях. Однако в текущих реалиях, по нашим оценкам, успешно реализовать программу приватизации не получится, как не получилось масштабной программы приватизации и в 2010-2014 гг.
В ЭТОТ ПЕРИОД В СООТВЕТСТВИИ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ РЕДАКЦИЯМИ ЗАКОНОВ О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ ПЛАНОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ ОТ ПРОДАЖИ АКЦИЙ И ИНЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СОСТАВЛЯЛИ 1,23 ТРЛН. РУБ.
По итогам последних редакций федеральных законов о бюджете, данная сумма была снижена до 318 млрд. руб. При этом даже этот план реализовать не удалось - за 5 лет в бюджет поступило только 256 млрд. В данную сумму входит приватизация не только пакетов акций крупнейших компаний, но и приватизация хозяйственных субъектов, находящихся в распоряжении государства. Одной из важнейших проблем в реализации программы остается слабый спрос на госимущество. Так, каждый год число покупателей, желающих поучаствовать в покупке госактивов (хозяйствующих субъектов), падало: 4,54 покупателя на сделку в 2012 году, 4,22 покупателя на сделку в 2013 году и 3,67 покупателя на сделку в 2014 году.
Однако стоит сказать, что и средняя стоимость приобретаемых активов росла все 3 года: 22,2 млн. в 2012 году, 43,7 млн. в 2013 году и 74,5 млн. в 2014 году. Тем не менее дополнительные данные подтверждают выдвинутый тезис. В 2014 году было составлено 266 предложений о приватизации хозяйствующих субъектов, в то время как приватизировано всего 108 хозяйствующих субъектов. Объем приватизационных сделок составил 8,05 млрд. руб., а стоимость невостребованных на рынке объектов достигла 11,27 млрд. руб.
В то же время приватизация крупнейших активов в 2014 году принесла 20,9 млрд. руб.: продажа находящихся в федеральной собственности 13,76% акций ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС” за 18,79 млрд. руб. ОАО “Роснефтегаз” и продажа 100% ОАО “Архангельский траловый флот” за 2,2 млрд. руб. ООО “Вирма”. Прошедший 2015 год стал в части приватизации госактивов еще более неудачным. Первоначальный план поступлений по статье составлял 158,5 млрд. руб., а позже был скорректирован до 15 млрд. руб. При этом в плане приватизации на 2015 год значилась лишь одна крупная сделка по продаже 25% акций “Совкомфлота” с оценочной стоимостью в 12 млрд. руб., однако данная сделка была перенесена на 2016 год.
В результате объем приватизационных сделок, по предварительным данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), составил только 7,2 млрд. руб. В ожидании восстановления конъюнктуры на сырьевых рынках РФ откладывала продажу госактивов. Однако цены на сырье в 2015 году не только не восстановились, но и принялись покорять многолетние минимумы. В начале 2016 года страна оказалась в ситуации, когда многие из ее активов можно продать только по ценам в 3-5 раз ниже рыночной стоимости активов всего 2-3 года назад.
Оценка стоимости возможных для приватизации активов
На текущий момент в расширенном плане приватизации стоят компании “Внуково”, “Шереметьево”, “Аэрофлот”, “Роснефть”, “Ростелеком”, “Совкомфлот”, “Алроса”, “Русгидро”, “Башнефть” и “РЖД”. При этом при нынешней макроэкономической конъюнктуре наиболее перспективной, по нашему мнению, является приватизация компании “Совкомфлот” (80% выручки компания генерирует на зарубежных рынках, что снижает страновой риск), а также компаний, которые не являются системообразующими, среди которых аэропорты “Внуково” и “Шереметьево”. 70% оценочной стоимости активов, которые могут быть приватизированы, составляет пакет из 19,5% акций “Роснефти”.
При текущей рыночной цене в районе $3.75 за акцию на компанию могут найтись покупатели, однако вряд ли сделка пройдет по такой цене. По крайней мере, Игорь Сечин не раз заявлял, что не видит смысла в том, чтобы продавать акции компании по цене ниже цены IPO 2006 года в размере $7.55 за акцию. Веса словам главы компании придает план приватизации “Роснефти”, утвержденный правительством в 2014 году, который также включал формулировку о том, что компания не должна быть приватизирована по цене ниже цены размещения на IPO.
В начале 2013 года нефтяной концерн приобрел ТНК-BP за $54,5 млрд., которая на текущий момент генерирует около 1/3 продаж “Роснефти”. Исходя из цены данной сделки, стоимость 19,5% акций “Роснефти” должна составлять около $31,9 млрд. Продать пакет акций за 575 млрд. руб. - значит зафиксировать ущерб от приобретения ТНК-BP в размере $25 млрд. руб. По нашему мнению, государство не пойдет на подобный шаг. Без учета продажи акций нефтедобывающей компании при самых оптимистичных прогнозах доход от приватизации госкомпаний в 2016 году не превысит 250 млрд. руб., что составляет лишь 10,6% от прогнозируемого дефицита бюджета РФ в 2016 году и 25% от прогнозного плана приватизации.
Отсутствие желания государства продавать активы со значительным дисконтом к ценам 2-3-летней давности, вынуждает правительство прорабатывать нестандартные модели приватизации, среди которых выпуск конвертируемых облигаций на приватизируемый пакет акций. Данный механизм предполагает возможность обмена облигаций на акции по истечении некоторого срока. При этом номинал облигации рассчитывается исходя из прогноза заметного роста будущей цены акций.
ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ДАННОЙ МОДЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИСКЛЮЧАЮЩАЯ СЛУЧАИ НЕАДЕКВАТНОЙ ОЦЕНКИ БУДУЩЕЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ, А ТАКЖЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО СНИЖЕНИЯ КУПОННЫХ ВЫПЛАТ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ НА РЫНКЕ, ПРИВЕДЕТ К РАСШИРЕНИЮ СПИСКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ.
При этом у РФ все еще остаются некоторые возможности для финансирования дефицита бюджета. Во-первых, обсуждается возможность принятия очередного секвестра бюджета, в рамках которого предлагается не доводить 10% лимитов бюджетных обязательств до бюджетополучателей, что позволит сократить расходы в 2016 году на 700 млрд. руб. Дополнительным источником финансирования дефицита бюджета может стать предлагаемое Росимуществом увеличение дивидендов госкомпаний с 25% до 50% от прибыли. Данная мера, по оценкам управления, принесет дополнительные 110 млрд. доходов в бюджет РФ в 2016 году. Особое внимание также стоит обратить на эффективность расходования бюджетных средств. По заявлениям председателя Счетной Палаты Татьяны Голиковой, объем неэффективных расходований бюджетных ассигнований в 2015 году достиг 520 млрд. руб.
Среди других предлагаемых мер финансирования дефицита бюджета - “приватизация” сельскохозяйственных земель, находящихся в распоряжении государства. По оценкам Центра Исследования Постиндустриального Общества, продажа 1 млн. гектаров земли (1% сельскохозяйственных земель в европейской части страны) принесет РФ около 3 трлн. руб. Данная мера позволит не только кратковременно закрыть “дыру” в бюджете, но и запустит механизм развития сельского хозяйства в стране, создаст предпосылки для развития предпринимательства и строительного сектора. В этом смысле приватизация госактивов может стать важным шагом на пути к реформации экономики РФ.
Александр Жданов - аналитик QB Finance